Если вы купили товар с недостатками, то есть с заводским браком, с несоответствием товара описанию по качеству или количеству, вы имеете полное право отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать у продавца возврата средств, которые покупатель уплатил за товар. При этом покупатель должен будет возвратить товар. Возврат товара продавцу осуществляется, согласно Закона № 2300-1 от 07 февраля 1992 г. (п. 1 ст. 18) и ГК РФ (п. п. 4, 5 ст. 503), за счет продавца и по его требованию.
Потребитель также имеет право направить претензию о возврате уплаченных денег не только продавцу, но и в адрес импортера или изготовителя купленного товара (см. п. п. 2 и 3 ст. 18 Закона №2300-1). Разберем как вернуть некачественный товар продавцу.
- Проверяем сроки предъявления претензий по недостаткам товара
- Составляем претензию на товар и представляем ее в адрес продавца
- Принимаем участие в процессе проверки качества товара при неоходимости
- Получение возврата денег за неисправный товар, возвращенный продавцу
- В случае отказа возвращать деньги за некачественный товар обращаемся в суд
- Государственная пошлина при подаче иска в суд
Проверяем сроки предъявления претензий по недостаткам товара
Правила возврата товара, прописанные в Законе о защите потребителей № 2300-1 (п. 1 ст. 19) и в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г. (п. п. 30 и 31), дают потребителю право до истечения срока гарантии или установленного срока годности товара, при обнаружении его неисправности требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы. Если срок годности или срок гарантии на товар не установлен, то покупатель может требовать возврата за неисправный товар в течение двух лет с момента покупки товара.
Если же срок гарантии на товар меньше двух лет, и неисправность обнаружилась уже после истечения срока годности, но не позже чем через два года после покупки, то единственным условием возврата, согласно Закона № 2300-1 (п. 5 ст. 19), будет доказательство возникновения неисправности товара еще до момента покупки (или в результате причин, возникших до момента передачи товара покупателю).
Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011 года.
Если недостаток обнаружен после истечения срока в 15 дней, то возврат товара в магазин, расторжение договора купли-продажи и требование вернуть деньги может быть удовлетворено только при определенных условиях, указанных в Законе № 2300-1 (п. 1 ст. 18) и в Обзоре, утвержденном Президиумом ВС РФ от 20 декабря 2016 г. (п. 8):
- Если недостаток, обнаруженный у товара, относится к категории существенных.
- Если продавец нарушил установленные сроки устранения недостатков товара.
- Если время на устранение недостатков купленного товара в совокупности превысило 30 дней за любой год гарантийного срока.
Составляем претензию на товар и представляем ее в адрес продавца
Претензия составляется в письменном виде. Форма претензии свободная и требует только указания следующих сведений:
- Наименования продавца, которому направляется претензия.
- ФИО, адреса и телефона заявителя.
- Наименования товара в соответствии с паспортом товара или с информацией на кассовом чеке.
- Сведений о дате приобретения товара, адреса приобретения и способе оплаты покупки.
- Сведений об обнаруженных недостатках, времени и обстоятельств их обнаружения.
- Требования расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги за товар.
К заявлению прилагаются копии товарных чеков и других документов, которые доказывают приобретение товара и его оплату.
При составлении претензии необходимо позаботиться о подтверждении факта приема вашего заявления продавцом. Для этого претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается продавцу, а на втором, который остается у потребителя, продавец или его представитель должен написать дату и время приема, свою должность и ФИО и поставить свою роспись, а при наличии – печать.
Обращение через почту позволит получить подтверждение для суда верного соблюдения порядка подачи претензии, в соответствии с пп. «б» п. 10 Правил, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ № 234 от 31 июля 2014 г.
Возврат неисправного товара с недостатками должен быть осуществлен за счет продавца и по его требованию. Необходимо обеспечить фиксацию документами факта возврата товара, оформив акт приема-передачи товара (см. п. 5 ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
Принимаем участие в процессе проверки качества товара при необходимости
Согласно Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 (п. 5 ст. 18) и п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г., продавец должен принять неисправный товар у потребителя. При необходимости продавец проводит проверку качества товара, при этом покупатель может участвовать в проверке качества.
Для проверки качества товара может понадобиться проведение независимой экспертизы (см. п. 3 разд. VIII Разъяснений, утвержденных Приказом МАП РФ № 160 от 20 мая 1998 г.).
Если покупатель не согласен с результатами экспертизы, он имеет право подать иск в суд на оспаривание ее результатов, согласно Закону № 2300-1 (п. 5 ст. 18) и пункта №28 Правил Постановление Правительства РФ № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
Если в результате проведения экспертизы выяснится, что вины продавца в возникновении неисправности товара нет, то покупатель, согласно Закона № 2300-1 (п. 5 ст. 18), возмещает продавцу понесенные им расходы на проведение экспертизы, на хранение и транспортировку товара.
Получение возврата денег за неисправный товар, возвращенный продавцу
Как вернуть некачественный товар и получить за него деньги? Согласно Закона № 2300-1 (ст. 22), срок, в течение которого продавец обязан вернуть уплаченные за неисправный товар деньги покупателю, составляет 10 дней. Возврат денег, согласно Правилам № 55 (п. 27) и п. 5 ст. 503 ГК РФ, производится полностью, без учета того, на сколько понизилась цена товара за время его использования, по причине потери товаром товарного вида или по другим причинам.
В случае отказа возвращать деньги за некачественный товар обращаемся в суд
При решении вопроса о возврате уплаченных за некачественный товар денег через суд покупатель вправе выдвинуть дополнительные требования к продавцу о возмещении убытков, которые были причинены покупателю в результате покупки некачественного товара.
К таким убыткам, в соответствии с п. 1 ст. 18, п. 4 ст. 24 Закона № 2300-1 и п. 4 ст. 504 ГК РФ, можно отнести и возмещение разницы между ценой товара на момент покупки и ценой исправного товара на момент вынесения решения суда.
Также через суд покупатель может требовать возмещения морального вреда (см. ст. 15 Закона № 2300-1).
Государственная пошлина при подаче иска в суд
Как вернуть некачественный товар и получить за него финансы через суд? Законом № 2300-1 (п. 3 ст. 17) и НК РФ (пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36) установлено, что по искам о защите прав потребителей истец освобождается от уплаты госпошлины, в случае, если размер иска не превышает 1 000 000 руб. В противном случае госпошлина оплачивается в сумме, рассчитанной как разница между расчетной величиной госпошлины на цену иска и размером госпошлины при цене иска в 1 000 000 р.
Если судебное решение принимается в пользу истца, суд также взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф. Размер штрафа в соответствии с Законом № 2300-1 (п. 6 ст. 13) и Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28 июня 2012 г. (п. 46) – половина от присужденной вам суммы.
Судебные издержки, а именно: расходы на оплату услуг представителя в суде, постовые расходы по вашему делу, в соответствии с п. п. 2 и 4 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 21 января 2016 г. и ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98 и ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, покрываются полностью или частично с проигравшей стороны, то есть, в нашем случае – с продавца. Обзор, утвержденный Президиумом ВС РФ от 21 октября 2015 г. (п. 7) уточняет, что при выплате потребителю по судебному решению неустойки и штрафа потребитель должен уплатить с этих сумм налог на доход физического лица. Компенсация же морального вреда не облагается налогом.
Как зарегистрировать брак в ЗАГСе
Как признать брачный договор недействительным