Электронные трудовые книжки могут появиться в 2018 году в России

Еще в июне 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец анонсировала возможность перехода на электронные трудовые книжки. Тогда она заявила, что уже в 2018 году все сведения о трудовой деятельности гражданина должностные лица смогут получать «по запросу в электронном виде с помощью ЭЦП (защищенной электронной подписи)». Эти слова прозвучали в эфире российского телеканала РБК, объявив о планах правительства России запустить систему электронных трудовых книжек в ближайшие годы: «Я надеюсь, что эту систему, эту опцию мы предоставим с 1 января 2018 года… сегодня Министерство труда и социальной защиты очень активно на эту тему работает», — сказала вице-премьер Голодец.

Однако ни в 2018 ни в 2019 году системы «электронных трудовых» не заработала, и по состоянию на весну 2019 года получить сведения о стаже и подробности трудовой деятельности гражданина (имеющего хотя бы минимальный официальный трудовой стаж) по запросу в электронном виде работодатели не имеют возможности.

Спустя год, в июле 2018-го, министр труда и соцзащиты России Максим Топилин на заседании правительства заявил, что трудовые книжки в России могут стать электронными уже в 2020 году и его ведомство работает над созданием условий, при которых российские предприятия и организации смогут отказаться от бумажного кадрового документооборота, перейдя на электронный документооборот (ЭДО). Предполагается, что новая система будет работать на начальном этапе как с бумажными трудовыми книжками, так и с электронными, а после завершения переходного периода останутся только «электронные трудовые». По мнению министра труда и соцзащиты более 49% россиян поддерживают инициативу замены бумажных трудовых книжек на электронные.

Переход от бумажных к электронным трудовым книжкам

Напомним, что в Российской Федерации до сих пор в обороте классические бумажные трудовые книжки, в которых заносится информация о персональных данных гражданина и сведения о его трудовой стаже. Оформляются и ведутся «трудовые» отделами кадров работодателей. Выглядит это как «прошлый век», чем по сути и является в эпоху тотальной компьютеризации и повсеместного интернета. Именно поэтому уже несколько лет ходят разговоры о том, что пора отказаться от бумажных носителей и перейти на электронные трудовые книжки. Сторонниками перехода на электронные «трудовые» являются как Министерство труда и социальной защиты, так и Министерство связи и массовых коммуникаций. Уже несколько лет эти министерства готовили законопроект об учете данных о трудовой деятельности работников в электронном виде. И вот в феврале 2019 года Минтруд внес в правительство законопроект, предполагающий переход на электронный формат трудовых книжек с 2021 года, при условии, что до этого момента будет работать пилотный проект тестирования данного формата трудовых работодателями России.

Министерство труда и социальной защиты

Несмотря на то, что законопроект уже подан и прямо сейчас проводятся публичные обсуждения в отношении текста нового проекта и антикоррупционная экспертиза, сроки полного перехода на ЭДО пока не утверждены, и тотальный отказ от бумажных трудовых будет добровольным, до тех пор, пока бизнес не сможет переключиться на ведение трудовой документации в электронном виде.

В свою очередь, одним из ожидаемых позитивных эффектов от такой реформы может стать еще большее обеление рынка труда через формирование единой электронной базы данных работников и их трудового стажа. Возможно, такая база данных будет интегрирована с сайтом госуслуг. Помимо этого популярность набирают и блокчейн-технологии, с помощью которых тоже можно хранить подобные трудовые реестры.

(6 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...

  • Иван Иваныч

    Давно пора перенести всю информацию о трудовом стаже, должностях и зарплатах человека в единую базу данных, где бы всё это хранилось и потом не возникало проблем с оформлением пенсии и поиском где бы заверить ту или иную запись в трудовой книжке, когда старого работодателя уже давно нет (закрылся, обанкротился, офис юрлица переехал в другой город и тд).

    • Владимир Пашков

      Главное, чтобы эти данные не потерялись, не оказались случайно уничтожены и тем более не попали в публичный доступ, как это время от времени происходит с персональными данными клиентов банков, страховых компаний и т.д.