Как вернуть некачественный товар?

Если вы купили товар с недостатками, то есть с заводским браком, с несоответствием товара описанию по качеству или количеству, вы имеете полное право отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать у продавца возврата средств, которые покупатель уплатил за товар. При этом покупатель должен будет возвратить товар. Возврат товара продавцу осуществляется, согласно Закона № 2300-1 от 07 февраля 1992 г. (п. 1 ст. 18) и ГК РФ (п. п. 4, 5 ст. 503), за счет продавца и по его требованию.

Потребитель также имеет право направить претензию о возврате уплаченных денег не только продавцу, но и в адрес импортера или изготовителя купленного товара (см. п. п. 2 и 3 ст. 18 Закона №2300-1). Разберем как вернуть некачественный товар продавцу.

Как вернуть некачественный товар

Проверяем сроки предъявления претензий по недостаткам товара

Правила возврата товара, прописанные в Законе о защите потребителей № 2300-1 (п. 1 ст. 19) и в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г. (п. п. 30 и 31), дают потребителю право до истечения срока гарантии или установленного срока годности товара, при обнаружении его неисправности требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы. Если срок годности или срок гарантии на товар не установлен, то покупатель может требовать возврата за неисправный товар в течение двух лет с момента покупки товара.

Если же срок гарантии на товар меньше двух лет, и неисправность обнаружилась уже после истечения срока годности, но не позже чем через два года после покупки, то единственным условием возврата, согласно Закона № 2300-1 (п. 5 ст. 19), будет доказательство возникновения неисправности товара еще до момента покупки (или в результате причин, возникших до момента передачи товара покупателю).

При обнаружении брака или других недостатков технически сложного товара (компьютера, ноутбука, автомобиля, мотоцикла и т.п.), возврат денег за неисправный товар возможен только в течение 15 дней после покупки.

Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011 года.

Проверяем сроки предъявления претензий по недостаткам товара

Если недостаток обнаружен после истечения срока в 15 дней, то возврат товара в магазин, расторжение договора купли-продажи и требование вернуть деньги может быть удовлетворено только при определенных условиях, указанных в Законе № 2300-1 (п. 1 ст. 18) и в Обзоре, утвержденном Президиумом ВС РФ от 20 декабря 2016 г. (п. 8):

  • Если недостаток, обнаруженный у товара, относится к категории существенных.
  • Если продавец нарушил установленные сроки устранения недостатков товара.
  • Если время на устранение недостатков купленного товара в совокупности превысило 30 дней за любой год гарантийного срока.

Составляем претензию на товар и представляем ее в адрес продавца

Претензия составляется в письменном виде. Форма претензии свободная и требует только указания следующих сведений:

  • Наименования продавца, которому направляется претензия.
  • ФИО, адреса и телефона заявителя.
  • Наименования товара в соответствии с паспортом товара или с информацией на кассовом чеке.
  • Сведений о дате приобретения товара, адреса приобретения и способе оплаты покупки.
  • Сведений об обнаруженных недостатках, времени и обстоятельств их обнаружения.
  • Требования расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги за товар.

К заявлению прилагаются копии товарных чеков и других документов, которые доказывают приобретение товара и его оплату.

При составлении претензии необходимо позаботиться о подтверждении факта приема вашего заявления продавцом. Для этого претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается продавцу, а на втором, который остается у потребителя, продавец или его представитель должен написать дату и время приема, свою должность и ФИО и поставить свою роспись, а при наличии – печать.

Если продавец отказывается принять у вас претензию или отказывается поставить на вашем экземпляре отметку о приеме, можно отправить претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.

Обращение через почту позволит получить подтверждение для суда верного соблюдения порядка подачи претензии, в соответствии с пп. «б» п. 10 Правил, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ № 234 от 31 июля 2014 г.

Составляем претензию на товар

Возврат неисправного товара с недостатками должен быть осуществлен за счет продавца и по его требованию. Необходимо обеспечить фиксацию документами факта возврата товара, оформив акт приема-передачи товара (см. п. 5 ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Принимаем участие в процессе проверки качества товара при необходимости

Согласно Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 (п. 5 ст. 18) и п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г., продавец должен принять неисправный товар у потребителя. При необходимости продавец проводит проверку качества товара, при этом покупатель может участвовать в проверке качества.

Для проверки качества товара может понадобиться проведение независимой экспертизы (см. п. 3 разд. VIII Разъяснений, утвержденных Приказом МАП РФ № 160 от 20 мая 1998 г.).

Если причины возникновения неисправности товара являются спорными, то продавец проводит экспертизу товара за свой счет. Покупатель может присутствовать при проведении экспертизы.

Если покупатель не согласен с результатами экспертизы, он имеет право подать иск в суд на оспаривание ее результатов, согласно Закону № 2300-1 (п. 5 ст. 18) и пункта №28 Правил Постановление Правительства РФ № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Если в результате проведения экспертизы выяснится, что вины продавца в возникновении неисправности товара нет, то покупатель, согласно Закона № 2300-1 (п. 5 ст. 18), возмещает продавцу понесенные им расходы на проведение экспертизы, на хранение и транспортировку товара.

Получение возврата денег за неисправный товар, возвращенный продавцу

Как вернуть некачественный товар и получить за него деньги? Согласно Закона № 2300-1 (ст. 22), срок, в течение которого продавец обязан вернуть уплаченные за неисправный товар деньги покупателю, составляет 10 дней. Возврат денег, согласно Правилам № 55 (п. 27) и п. 5 ст. 503 ГК РФ, производится полностью, без учета того, на сколько понизилась цена товара за время его использования, по причине потери товаром товарного вида или по другим причинам.

В случае отказа возвращать деньги за некачественный товар обращаемся в суд

При решении вопроса о возврате уплаченных за некачественный товар денег через суд покупатель вправе выдвинуть дополнительные требования к продавцу о возмещении убытков, которые были причинены покупателю в результате покупки некачественного товара.

 Обращение в суд в случае отказа вернуть деньги

К таким убыткам, в соответствии с п. 1 ст. 18, п. 4 ст. 24 Закона № 2300-1 и п. 4 ст. 504 ГК РФ, можно отнести и возмещение разницы между ценой товара на момент покупки и ценой исправного товара на момент вынесения решения суда.

Если продавец нарушает установленный законом срок возврата денег, по ст. 23 (п. 1 ) Закона № 2300-1, в него можно взыскать неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.

Также через суд покупатель может требовать возмещения морального вреда (см. ст. 15 Закона № 2300-1).

Государственная пошлина при подаче иска в суд

Как вернуть некачественный товар и получить за него финансы через суд? Законом № 2300-1 (п. 3 ст. 17) и НК РФ (пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36) установлено, что по искам о защите прав потребителей истец освобождается от уплаты госпошлины, в случае, если размер иска не превышает 1 000 000 руб. В противном случае госпошлина оплачивается в сумме, рассчитанной как разница между расчетной величиной госпошлины на цену иска и размером госпошлины при цене иска в 1 000 000 р.

Если судебное решение принимается в пользу истца, суд также взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф. Размер штрафа в соответствии с Законом № 2300-1 (п. 6 ст. 13) и Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28 июня 2012 г. (п. 46) – половина от присужденной вам суммы.

Судебные издержки, а именно: расходы на оплату услуг представителя в суде, постовые расходы по вашему делу, в соответствии с п. п. 2 и 4 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 21 января 2016 г. и ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98 и ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, покрываются полностью или частично с проигравшей стороны, то есть, в нашем случае – с продавца. Обзор, утвержденный Президиумом ВС РФ от 21 октября 2015 г. (п. 7) уточняет, что при выплате потребителю по судебному решению неустойки и штрафа потребитель должен уплатить с этих сумм налог на доход физического лица. Компенсация же морального вреда не облагается налогом.

(4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...