8 (499) 113-08-45

Каков размер доплаты к пенсии в 2019 году — прожиточный минимум пенсионера

Какую именно социальную доплату к пенсии будет получать конкретный пенсионер, согласно Закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (ч. 4 и 5 ст. 12.1), можно определить по двум факторам: по величине прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в том субъекте РФ, в котором данный пенсионер получает пенсию (региональный прожиточный минимум пенсионера), и по тому, какое суммарное пенсионное обеспечение получает пенсионер. На основе этих факторов определяется социальная доплата к пенсии в каждом субъекте РФ в отдельности и в России в целом.

Время установления социальной доплаты к пенсии для пенсионеров по возрасту – первое число месяца, следующего за месяцем, в который пенсионер представил необходимые подтверждающие документы и написал соответствующее заявление в Пенсионный фонд для начисления доплаты. При этом, согласно Федерального Закона № 178-ФЗ (ч. 6 ст. 12.1), социальная доплата не может быть установлена до момента возникновения у данного пенсионера права на ее получение. Социальная доплата и размер доплаты к пенсии устанавливается на двух уровнях — на федеральном уровне и на региональном.

Размер доплаты к пенсии - какой он должен быть

Виды социальной доплаты к пенсии до прожиточного минимума пенсионера

По действующему пенсионному законодательству на территории Российской Федерации предусматривается два вида социальной доплаты к пенсии до прожиточного минимума пенсионера. Во-первых это федеральная социальная доплата к пенсии установленная Федеральным законом N 459-ФЗ от 29.11.2018 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». А во-вторых это региональные социальные доплаты к пенсии, выплачиваемые субъектами федерации в зависимости от установленной региональной величины прожиточного минимума пенсионера.

Федеральная социальная доплата назначается при условии, что материальное обеспечение пенсионера меньше установленного в регионе его проживания регионального прожиточного минимума пенсионера, который, в свою очередь, не превышает размера прожиточного минимума пенсионера в масштабе РФ.

Вид и размер социальной доплаты к пенсии рассчитывается таким образом, чтобы суммарный размер материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты достиг регионального прожиточного минимума и был не меньше федерального прожиточного минимума в данном субъекте на 31 декабря прошлого года.

Каков размер прожиточного минимума для пенсионеров в 2019 году?

Согласно Федеральному Закону № 459-ФЗ от 29.11.2018, установленная для определения размера федеральной социальной доплаты величина прожиточного минимума пенсионера в России составляет 8 846 рублей в месяц.

Ниже мы собрали в таблице размеры прожиточного минимума пенсионеров по субъектам федерации, от величины регионального ПМП будет зависеть типа социальной доплаты (СД) — федеральная (ФСД) или региональная социальная доплата (РСД) положена пенсионеру.

Наименование субъекта Российской Федерации Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (установленная или предполагаемая) (руб.) Нормативный правовой акт, в соответствии с которым установлена величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации СД
В целом по России 8 846 Закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ
Центральный федеральный округ
Белгородская область 8 016 Закон от 27.11.2018 № 310 ФСД
Брянская область 8 523 Закон от 24.10.2018 № 72-З ФСД
Владимирская область 8 526 Закон от 24.10.2018 № 94-ОЗ ФСД
Воронежская область 8 750 Закон от 29.10.2018 № 138-ОЗ ФСД
Ивановская область 8 576 Закон от 01.11.2018 № 51-ОЗ ФСД
Калужская область 8 708 Закон от 31.10.2018 № 397-ОЗ ФСД
Костромская область 8 630 Закон от 18.10.2018 № 469-6-ЗКО ФСД
Курская область 8 600 Закон от 31.10.2018 № 61-ЗКО ФСД
Липецкая область 8 620 Закон от 29.10.2018 № 214-ОЗ ФСД
Орловская область 8 730 Закон от 06.11.2018 № 2283-ОЗ ФСД
Рязанская область 8 568 Закон от 31.10.2018 № 65-ОЗ ФСД
Смоленская область 8 825 Закон от 25.10.2018 № 105-з ФСД
Тамбовская область 7 811 Закон от 06.11.2018 № 283-З ФСД
Тверская область 8 846 Закон от 26.10.2018 № 47-ЗО ФСД
Тульская область 8 658 Закон от 25.10.2018 № 90-ЗТО ФСД
Ярославская область 8 163 Закон от 31.10.2018 № 51-з ФСД
Москва 12 115 Закон от 31.10.2018 № 22 РСД
Московская область 9 908 Закон от 30.10.2018 № 180/218-ОЗ РСД
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 8 846 Закон от 22.10.2018 № 2286-ЗРК ФСД
Республика Коми 10 742 Закон от 29.10.2018 № 77-РЗ РСД
Архангельская область 10 258 Закон от 26.10.2018 № 15-2-ОЗ РСД
Ненецкий а.о. 17 956 Закон от 29.10.2018 № 6-оз РСД
Вологодская область 8 846 Закон от 05.12.2018 № 4450-ОЗ ФСД
Калининградская область 8 846 Закон от 19.11.2018 № 224 ФСД
г.Санкт-Петербург 8 846 Закон от 30.11.2018 № 711-714 ФСД
Ленинградская область 8 846 Закон от 20.12.2018 № 130-оз ФСД
Мурманская область 12 674 Закон от 26.10.2018 № 2295-01-ЗМО РСД
Новгородская область 8 846 Закон от 29.10.2018 № 315-ОЗ ФСД
Псковская область 8 806 Закон от 07.11.2018 № 1886-ОЗ ФСД
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 8 680 Закон от 30.10.2018 № 63 ФСД
Республика Ингушетия 8 846 Закон от 26.10.2018 № 43-рз ФСД
Кабардино-Балкарская Республика 8 846 Закон от 27.09.2018 № 24-РЗ ФСД
Карачаево-Черкесская Республика 8 846 Закон от 29.10.2018 № 67-РЗ ФСД
Республика Северная Осетия-Алания 8 455 Закон от 06.11.2018 № 84-РЗ ФСД
Чеченская Республика 8 735 Закон от 05.12.2018 № 59-РЗ ФСД
Ставропольский край 8 297 Закон от 02.11.2018 № 91-кз ФСД
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 8 138 Закон от 31.10.2018 № 177 ФСД
Республика Калмыкия 8 081 Закон от 26.09.2018 № 6-VI-3 ФСД
Краснодарский край 8 657 Закон от 30.10.2018 № 3882-КЗ ФСД
Астраханская область 8 352 Закон от 26.10.2018 № 101/2018-ОЗ ФСД
Волгоградская область 8 569 Закон от 23.10.2018 № 115-ОД ФСД
Ростовская область 8 488 Закон от 01.11.2018 № 31-ЗС ФСД
Республика Крым 8 370 Закон от 01.11.2018 № 535-ЗРК/2018 ФСД
г. Севастополь 8 842 Закон от 17.12.2018 № 463-ЗС ФСД
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 8 645 Закон от 29.10.2018 № 1-з ФСД
Республика Марий Эл 8 191 Закон от 01.11.2018 № 53-З ФСД
Республика Мордовия 8 522 Закон от 31.10.2018 № 80-З ФСД
Республика Татарстан 8 232 Закон от 25.09.2018 № 50-ЗРТ ФСД
Удмуртская Республика 8 502 Закон от 28.09.2018 № 52-РЗ ФСД
Чувашская Республика 7 953 Закон от 19.10.2018 № 65 ФСД
Кировская область 8 474 Закон от 27.09.2018 № 182-ЗО ФСД
Нижегородская область 8 102 Закон от 02.10.2018 № 88-з ФСД
Оренбургская область 8 252 Закон от 25.10.2018 № 1284/344-VI-ОЗ ФСД
Пензенская область 8 404 Закон от 25.09.2018 № 3243-ЗПО ФСД
Пермский край 8 539 Закон от 01.11.2018 № 299-ПК ФСД
Самарская область 8 413 Закон от 31.10.2018 № 85-ГД ФСД
Саратовская область 8 278 Закон от 26.10.2018 № 99-ЗСО ФСД
Ульяновскя область 8 474 Закон от 29.10.2018 № 110-ЗО ФСД
Уральский федеральный округ
Курганская область 8 750 Закон от 30.10.2018 № 118 ФСД
Свердловская область 8 846 Закон от 06.11.2018 № 126-ОЗ ФСД
Тюменская область 8 846 Закон от 25.10.2018 № 101 ФСД
Челябинская область 8 691 Закон от 30.10.2018 № 804-ЗО ФСД
Ханты-Мансийский а.о.-Югре 12 176 Закон от 16.10.2018 № 69-оз РСД
Ямало-Ненецкий а.о. 13 425 Закон от 02.10.2018 № 60-ЗАО РСД
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 8 712 Закон от 20.11.2018 № 74-РЗ ФСД
Республика Бурятия 8 846 Закон от 31.10.2018 № 136-VI ФСД
Республика Тыва 8 846 Закон от 30 ноября 2018 № 448-ЗРТ ФСД
Республика Хакасия 8 782 Закон от 10.12.2018 № 66-ЗРХ ФСД
Алтайский край 8 669 Закон от 02.11.2018 № 91-ЗС ФСД
Красноярский край 8 846 Закон от 23.11.2018 № 6-2201 ФСД
Иркутская область 8 841 Закон от 30.10.2018 № 82-ОЗ ФСД
Кемеровская область 8 387 Закон от 29.10.2018 № 80-ОЗ ФСД
Новосибирская область 8 814 Закон от 31.10.2018 № 304-ОЗ ФСД
Омская область 8 480 Закон от 05.10.2018 № 2102-ОЗ ФСД
Томская область 8 795 Закон от 13.11.2018 № 128-ОЗ ФСД
Забайкальский край 8 846 Закон от 15.11.2018 № 1653-ЗЗК ФСД
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 13 951 Закон от 19.10.2018 2050-З № 11-VI РСД
1 зона: 17 011
2 зона: 13 576
Приморский край 9 988 Закон от 30.10.2018 № 365-КЗ РСД
Хабаровский край 10 895 Закон от 24.10.2018 № 371 РСД
Амурская область 8 846 Закон от 31.10.2018 № 256-ОЗ ФСД
Камчатский край 16 543 Закон от 27.09.2018 № 250 РСД
Магаданская область 15 460 Закон от 01.11.2018 № 2305-ОЗ РСД
Сахалинская область 12 333 Закон от 11.12.2018 № 73-ЗО РСД
Еврейская авт.обл. 9 166 Закон от 25.10.2018 № 316-ОЗ РСД
Чукотский а.о. 19 000 Закон от 30.10.2018 № 65-ОЗ РСД
г.Байконур 8 846 Устанавливается Правительством РФ ФСД

Таким образом, для того, чтобы рассчитать величину социальной доплаты к пенсии, необходимо сравнить размер материального обеспечения пенсионера с величиной прожиточного минимума пенсионера по РФ и по отдельному субъекту РФ, в котором пенсионер проживает. Федеральная социальная доплата будет равна разнице между региональным прожиточным минимумом пенсионера и общей суммой его материального обеспечения.

Как рассчитать общую сумму материального обеспечения пенсионера?

Для этого нужно учесть все виды получаемых им пенсий и материальных выплат, получаемых ежемесячно. Так, в расчете учитываются: ежемесячная денежная выплата, срочная пенсионная выплата, социальная помощь, устанавливаемая в субъектах РФ для граждан пенсионного возраста, в ее денежном выражении, стоимость набора социальных услуг к ежемесячной денежной выплате и дополнительное ежемесячно выплачиваемое материальное обеспечение. Исключение из этого списка, согласно Закона № 178-ФЗ (ч. 2 ст. 12.1), составляют только выплаты, предоставляемые на единовременной основе.

Так, если пенсионер в 2019 году получил единовременную денежную выплату в размере 5 000 рублей, она не облагается налогом на доходы физических лиц и не берется во внимание при определении его права на социальную доплату к пенсии (см. ч. 1 и 5 ст. 1 Федерального закона «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» от 22.11.2016 N 385-ФЗ г. и п. 8.5 ст. 217 НК РФ).

Также не принимают участие в расчетах общей суммы материального обеспечения, получаемого пенсионером, и меры социальной поддержки, которые он получает в соответствии с законами РФ и законами субъектов РФ в натуральной форме.

 Федеральная социальная доплата

Однако все меры социальной поддержки, предоставляемые в денежном исчислении, например, скидки и льготы пенсионерам на пользование телефоном, на оплату жилых помещений, жилищно-коммунальных услуг, льготы на проезд на пассажирском городском, пригородном и междугородном транспорте и компенсация понесенных расходов по оплате данных услуг пенсионером, в соответствии с Законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 (ч. 3 ст. 12.1), учитываются при определении общей суммы материального обеспечения.

Пример расчета федеральной социальной доплаты к пенсии

Региональный прожиточный минимум пенсионера, установленный для пенсионеров в Костромской области — 8 630 рублей в месяц на 2019 год, федеральный прожиточный минимум пенсионера на 2019 год по России — 8 846 рублей в месяц. Пенсионер Иванов имеет суммарное материальное пенсионное обеспечение в размере 8 730 рублей месяц.

Расчет федеральной социальной доплаты к пенсии

В данном случае региональный прожиточный минимум меньше, чем прожиточный минимум по России (8 630 против 8 846). Поэтому Иванову будет начислена федеральная социальная доплата к пенсии. Размер такой федеральной доплаты равен разнице между федеральным прожиточным минимумом и региональным ПМП (так как суммарное материальное обеспечение пенсионера меньше регионального ПМП — до его уровня ему доплачивает субъект федерации), то есть 8 846 — 8 630 = 216 рублей в месяц.

Пример расчета региональной социальной доплаты к пенсии

Данный вид социальной доплаты к пенсии устанавливается в случае, когда материальное обеспечение пенсионера так же, как и в первом случае, меньше установленного в регионе уровня прожиточного минимума пенсионеров, но этот региональный уровень превышает прожиточный минимум, установленный для всей России. При этом, согласно ч. 5 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ, региональный прожиточный минимум не может быть меньше, чем этот же минимум на дату 31 декабря прошлого года.

Величина региональной социальной доплаты рассчитывается так же, как разница между размером материального обеспечения пенсионера и размером регионального прожиточного минимума в данном регионе.

Надо уточнить, что условия получения региональной социальной доплаты к пенсии могут быть установлены дополнительно на уровне регионального законодательства.

Например, в Москве получение региональной доплаты регулируется Порядком, утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы № 1268-ПП от 17 ноября 2009 г. /п. п. 5 (1) и 30(1)/, а также Постановлением Правительства г. Москвы № 816-ПП от 06 декабря 2016 г. (п. 3). За условие получения региональной социальной доплаты принимается соответствие пенсионера следующим условиям:

  • Пенсионер не работает, в том числе это неработающие дети до 18 лет, получающие пенсию.
  • Общая сумма материального обеспечения пенсионера меньше, чем установленный уровень ПМП (в Москве это 17 500 рублей в месяц на 2019 год, для пенсионера проживающего в Москве и на присоединенной к Москве территории сроком, в общей сложности, не менее 10 лет).

Для пенсионеров, которые были зарегистрированы в Москве и на присоединенных к ней территориях менее 10 лет условием получения социальной региональной доплаты будет размер ПМП = 12 115 рублей в месяц, согласно ст. 1 Закона г. Москвы № 22 от 31.10.2018 г..

Приведем пример расчета региональной социальной доплаты к пенсии, если речь о пенсионере Иванове, но проживающем в данном случае в столице (менее 10 лет),а не в Костромской области (как предыдущем примере) и имеющего начисленную пенсию в размере 8 730 рублей в месяц. Возьмем величину регионального прожиточного минимума пенсионера в Москве = 12 115 руб на 2019 год. Поскольку размер пенсии Иванова равен 8 730 рублей, то ему положена региональная социальная доплата к пенсии, так как величина регионального ПМП для Москвы выше федерального ПМП для России (12 115  против 8 846 рублей в месяц), таким образом размер региональной доплаты составит: 12 115 — 8 730 = 3 385 рублей в месяц.

(9 оценок, среднее: 4,89 из 5)
Загрузка...
  • Сергей Шишлов

    А вот правило необходимости прожить в Москве 10 лет для получения столичных надбавок к пенсии — оно только в Москве? Или в других регионах тоже так? В Санкт-Петербурге такой минимальный срок оседлости тоже введён?

    • Иван Иваныч

      Да, в Санкт-Петербурге аналогичный «ценз оседлости» = 10 лет, например, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в жилье или в улучшении жилищных условий, необходимо проживать в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.